Как ставить и достигать цели в бизнесе? Хороший вопрос, и к ответу на него нужно подойти не только с т.з. правил ведения бизнеса, составления бизнес-моделей и пр., но и посмотреть на цель как на живое поле.
Прежде чем начать раскрывать тему постановки целей, я хотела бы поделиться с вами своей личной историей.
Личная история: школа этикета
Некоторое время назад моя приятельница предложила поучаствовать в проекте по созданию школы этикета для детей и подростков.
Я загорелась этой идеей. Мне так хотелось, чтобы наши «цветы жизни» знали хорошие манеры, правила этикета, умели грамотно и красиво говорить, не стеснялись выражать свои мысли, выступать на публике и многое другое. Благая цель, – тут не поспоришь.
Мы приступили к реализации проекта
Разработали учебные программы, договорились с преподавателями, прошли проверки надзорных органов, сделали ремонт в помещении, запустили рекламную кампанию и т.д.
Как финансист, я посчитала объем инвестиций, срок окупаемости проекта, ценообразование и составила план продаж.
Первого сентября школа открыла свои двери. Мы набрали группы воспитанников и запустили учебный процесс.
В школе обучали таким предметам , как этикет общения, светский, деловой, столовый этикет, имидж, религиозный этикет, ораторское и актерское мастерство, искусство, танец, иностранные языки, вокал и даже были уроки по верховой езде.
Сначала было тяжело, денег не хватало, но это меня не останавливало и я шла к своей, как я тогда думала, цели.
Через какое-то время школа вышла на операционную прибыль.
Переломный момент
А ещё через какой-то промежуток времени, я поняла, что меня этот проект не вдохновляет как прежде, хотя мы постоянно разрабатывали новые учебные программы, организовывали мероприятия и т.д., т.е. было постоянное движение вперед.
В итоге, я потеряла интерес и мотивацию к развитию школы и через 4 года вышла из проекта, в который вложила несколько миллионов рублей, кучу своего времени и внимания.
Чуть позже, проанализировав ситуацию, я поняла, что цель была не моя, я заразилась ею.
Важное условие для постановки целей
Говоря про постановку, и уж тем более, про достижение бизнес-целей (да и любых целей в принципе), нужно прежде всего понимать следующее.
Цель должна быть направлена на реализацию и поддержание собственных ценностей. А также должно быть полное ментальное понимание, для чего вы ставите именно такую цель.
Но, к сожалению, это случается не всегда, потому что цели порождаются кем-то другим, но не вами (мой пример очень показательный).
Еще один важный момент: правильная цель – это желание с измеримыми критериями. К цели, к ее шлифовке и огранке нужно постоянно возвращаться.
Например, у меня есть цель – написать книгу. Каждый день, с 12.00 до 13.00 я не назначаю никаких встреч или совещаний, это время я посвящаю написанию книги. И неважно, работаю я над новым эпизодом или шлифую уже написанный текст. Да, это работает только так.
Цель – это живое поле, и его нужно подкармливать своим вниманием, проверять на актуальность, нужно говорить о ней, но не абы с кем, а только с теми людьми, у которых схожие цели или они уже достигли таких же целей, которые вы ставите перед собой.
Постановка бизнес-целей
Давайте теперь перейдем непосредственно к теме «Постановка бизнес-целей». Существует специальные методики по постановке целей. Это может быть SMART или OKR.
Разберём на моем примере одну из них
Я поставила себе цель – создать библиотеку или серию книг, т.е. написать и опубликовать 3 книги, объемом 250-300 страниц формата А5, к концу 2025 года.
Все три книги должны стать бестселлером и приносить мне доход в размере 500 тыс.руб в месяц. И каждые последующие 2 года издавать ещё по 3 книги.
Итак, методика SMART-целей
Это принцип, по которому ваша цель должна быть:
Конкретной
Вы четко знаете, что вы хотите получить в результате реализации своей цели. В моем примере это написание серии художественных книг, которые должны стать бестселлером.
Измеримой
Вы можете оцифровать ожидаемый результат: три книги, определенным объемом и доходностью.
Достижимой
Цель не должна быть за пределами возможного.
Реалистичной
Нужно принимать во внимание все факторы, ограничивающие процесс написания книги.
Можно поставить себе цель издавать 100 книг в год, но при этом не спать, не есть и вообще не выходить на улицу. Зачем нужна такая цель?
Ограниченной по времени
У цели должна быть конкретная дата, когда цель должна быть достигнута. У меня это 31 декабря 2025 года.
В заключение хотела бы добавить, что все компании начинают с малого, а постановка правильных целей, которые соответствуют ценностям, превращают их (компании) в успешный бизнес.